Свеча зажигания  - это, казалось бы мелочь, которая исполняет простую функцию. Тем не менее ее неправильный выбор может привести не только к нестабильной работе двигателя, но и к его поломке. На электродах свечи должен происходить надежный электрический разряд, способный гарантированно воспламенить горючую смесь.
При замене свечей  зажигания многие ориентируются исключительно на стоимость детали. Однако проблемы возникают и у тех, кто дорогие свечи на свой автомобиль. Дорогие свечи более технологичны и обеспечивают искрообразование, они устойчивы к коррозии и механическим нагрузка, а значит, служат дольше и эффективнее. Однако не только качество свечи влияет на работу мотора. Крайне важно установить свечу с правильным калильным числом – тепловым эквивалентом в камерах сгорания разных двигателей.


Давайте начнем с названий и назначения частей свечи.
1. Изолятор - эта белая, блестящая керамика из окиси алюминия, выдерживающая температуру плавления выше чем для стали.
2. Центральный электрод - обычно состоит из 2 частей. Верхняя стальная, и нижняя та, которую мы видим - из никеля. Никель электрически устойчив и хорошо выдерживает температуру 1400 град С .
3. Контактная стойка - Эта часть может иметь встроенную или сменную фигурную гайку.
4. Основание - Это часть, которая имеет резьбу, с помощью которой свеча удерживается в головке цилиндра. Основание сделано из обычной стали, и затем покрыто цинком или никелем.
5. Боковой электрод - обычно в форме буквы "L" на рабочем конце свечи. Эта область - то самое место, где сосредоточены все новейшие достижения. 


Тестирование свечей зажигания.
Различные стандартные испытания обязательно проводятся на свечах, чтобы установить их специфические характеристики и диапазоны рабочей температуры. Они включают испытание IMEP, которое измеряет среднюю эффективную чувствительность к высокому давлению, термическое испытание на герметичность, тест на загрязнение изолятора, анализатор искрового разряда, который использует осциллоскоп, чтобы определить степень ионизации искрового зазора свечи, и испытания на искровую эрозию электродов, чтобы измерить возможный износ свечи. Все эти испытания проводятся только в заводских условиях, а гонщиками не применяются. Обычно диапазон рабочей температуры свечи для двигателей карта соответствует рекомендуемому.


Искровой "промежуток''
Вариант исполнения искрового промежутка - это как раз то, что чаще всего рекламируют. Можно встретить U и V-образные бороздки на электродах, электроды позволяющие получать двойную или кольцевую искру, обычный или боковой зазор между электродами, свечу с одним или несколькими электродами. Какой вариант теоретически является правильным, и имеет ли это значение? Давайте рассмотрим каждый из них.
( A) Стандартный Промежуток: Эта свеча может иметь разнообразные электроды, включая: полный охват, половину охвата (где боковой электрод короче, и заканчивается посередине центрального электрода) и с угловым промежутком (где боковой электрод заканчивается у края центрального). Гоночные свечи всегда имеют самый короткий боковой электрод и угловой промежуток, потому что искра имеет свойство проскакивать ближе к острому краю, и всегда по пути наименьшего сопротивления. Боковой или угловой искровой зазор позволяет оптимизировать процесс сгорания смеси.
( B) С выступающим изолятором центрального электрода: Свеча этого типа с изолятором, выступающим на 5-6мм в камеру сгорания. Такая конструкция предотвращает загрязнение изолятора на небольших оборотах, а также улучшает охлаждение электрода при больших нагрузках. Трудно сделать свечу с выступающим изолятором холодной, из-за длинного бокового электрода, который обычно является самой горячей частью свечи. Кроме ограниченного диапазона температуры, эта свеча ведет себя так, как если бы опережение зажигания было установлено раньше, потому что это искровой разряд происходит ближе к центру камеры сгорания.
( C) С утопленным искровым промежутком: Свечи разработаны для двигателей с очень высокой мощностью (F-1, Indycar) с высоким давлением и температурой цилиндра. Некоторые из них имеют серебряные центральные электроды, чтобы эффективно отводить высокую температуру. Мы никогда не используем этот тип свечей, потому что они не обеспечивают эффективного сгорания смеси.
( D) Поверхностный искровой промежуток: Свечи были первоначально разработаны, чтобы решить проблемы с замасливанием электродов на двухтактных двигателях. Они настолько холодные, они не имеют никакого соизмеримого температурного диапазона. Они также требуют системы зажигания высокой энергии. Самая новая разработка - " поверхностный искровой промежуток " для "F-1" двигателей с зазором 1,3 мм.
( E) U-борозда: Единственное возможное преимущество для этого типа свечей, более широкая искра из-за "недостатка центра" в боковом электроде. Тот же самый эффект обычно достигается обычным угловым зазором. Фактически инженеры Nippon Denso проговорились, что причина для этого U-проекта состояла в том, чтобы устранить искривление основания свечи при сварке бокового электрода. Большее сечение электрода требует более высокой температуры при сварке.
( F) Двойной или кольцевой искровой промежуток: Возможное преимущество - более надежное искрообразование и долговечность. Однако такая конструкция имеет большую массу электродов и множество дополнительных граней, которые создают дополнительные перегретые зоны в камере сгорания. Что касается заявлений об увеличении энергии искры, то нет никакого различия по сравнению с любой стандартной свечой. По поводу рекламы о многократной искре на таких свечах, можно объяснить следующее - электрический разряд происходит только в одном месте, и если в результате колебаний высокого напряжения появляются дополнительные разряды, обладающие очень малой мощностью, то они не вызывают воспламенения смеси.
( G) Тонкий центральный электрод: Первоначально был разработан, чтобы улучшить характеристики свечей для двухтактных двигателей. Маленький центральный электрод уменьшает напряжение, необходимое для пробоя искрового промежутка. Меньший центральный электрод (1,3мм против 2,5мм) позволяет уменьшить изолятор, и при больших нагрузках улучшить очистку и охлаждение свечи. Эти свечи надежно работают при большом давлении с обычной системой зажигания. 


Драгоценные металлы типа меди, серебра, золота, и т.д. применяются для центральных электродов, чтобы отвести тепло от нагретого конца свечи, это также увеличивает долговечность. Одно интересное примечание: платина - катализатор для спирта (этилового и метанола). Это может вызвать серьезные изменения в металле электрода, поэтому никогда не используйте платиновые свечи в спиртовых двигателях.


Как видите, появилось очень много разработок в последние годы. Некоторые из них действительно работают, другие нет. При покупке свечей зажигания  приоритетом должно стать соответствие  тому типу двигателя, в который планируется их поставить.